Хищный «Лунь»: судьба «убийцы авианосцев»

Что такое экранопланы и на что они способны

Перед тем, как мы поближе познакомимся с аппаратом «Лунь», который был уникален, совершим небольшой экскурс в историю. Для начала выясним, что из себя представляли экранопланы. Это категория летательных аппаратов, которые для полета используют так называемый эффект влияния земли. Во время движения над экранирующими поверхностями (лед, вода, снег) у подобных аппаратов происходит резкое увеличение аэродинамических характеристик и подъемной силы крыльев. Эффект влияния земли увеличивается по мере снижения скорости экраноплана и сокращения расстояния между ним и поверхностью. Не стоит недооценивать такие судна. Эти массивные аппараты, кажутся неповоротливыми, что на самом деле так и есть, потому что маневренность — не их конек, но они могут срываться с места в карьер и давать резкий старт.

Экранопланы способны развивать большую скорость до 400-600 и более км/ч, что кажется удивительным для такой грузной водоплавающей птички. Летают экранопланы только на сравнительно небольшой высоте всего в пару метров. Если бы вам когда-нибудь представилась уникальная возможность полетать на таком судне, то вы смогли бы полюбоваться разве что водной гладью или снежной пустыней на расстоянии вытянутой руки, а о видах с высоты птичьего полета пришлось бы забыть.

Вплотную разработкой аппаратов этого типа занимались только советские ученые. У наших конструкторов были на то веские основания, ведь у экранопланов масса достоинств:

Они гораздо безопаснее, чем обычные самолеты. При обнаружении неполадки, такое судно просто сбрасывает газ и садится на воду. Даже сильный ветер и волны, если аппарат летит над речкой, не станут помехой. Упасть с двухметровой высоты для экраноплана — все равно что взрослому человеку свалиться с детской табуретки, хотя он еще может отбить себе копчик, а вот для аппарата не будет никаких неприятных последствий.Расход топлива у аппаратов намного ниже, так как силовая установка работает в щадящем режиме. Экранопланы могут отправляться в длительные вылазки по вражеской территории и обходиться без дозаправки намного дольше, чем разведывательные самолеты.

Высокая скорость, о которой мы уже упоминали выше. Вы знали, что экранопланы могут летать намного быстрее, чем судна на подводных крыльях или более разрекламированные судна на воздушной подушке?У них было несколько двигателей, которые конструкторы разделили на две группы. При отказе одного из движков, которые входят в маршевую группу, их можно было легко компенсировать одним из двигателей из стартовой группы. Аппарат не терял ни в скорости, ни в маневренности и продолжал свой путь как ни в чем не бывало.По грузоподъемности такие аппараты превосходят самолеты.

Экранопланы могут стартовать с любой площадки. Приземление тоже можно осуществить даже в экстремальных условиях. Нет никакой нужды расчищать взлетно-посадочную полосу.Так как судна летают на расстоянии нескольких метров над землей, их передвижение сложно отследить через радары.Аппараты могут работать в любых условиях. В качестве экранирующей поверхности используется вода, заснеженная пустыня, ледяная гладь, бездорожье. Такой аппарат не застрянет на полпути, потому что дорогу завалило поваленными деревьями или противник взорвал мост.

Интересный эффект влияния земли был впервые детально изучен финским инженером, который смастерил необычные сани. В СССР над разработкой подобных летательных аппаратов трудились многие ученые, но настоящим «отцом» экранопланов стал Ростислав Алексеев — известный советский кораблестроитель, который был удостоен ряда престижных наград, в том числе и Сталинской премии за создание судна на подводных крыльях. Как вы уже и сами могли убедиться, у экранопланов был огромный потенциал, но, увы, работы над проектами были спешно свернуты, когда после развала в стране началась разруха, кадры начали «утекать», а идеи — продаваться за бесценок.

Смертельно опасен: «Лунь» и его маленький секрет

Если вспомнить о достоинствах экранопланов, то становится очевидным, что эти судна могли успешно использоваться в военных целях: разведка, спасательные операции, транспортировка важных грузов. «Лунь» должен был выполнять совсем иные функции. На такой относительно безобидный аппарат были установлены противокорабельные ракеты «Москит», которые могли одним махом уничтожить вражеское судно. Массивный, неповоротливый аппарат с короткими крыльями стал опасным оружием. Первый «Лунь» спустили на воду в 1986 году. Это был гигант среди экранопланов, вес которого составлял 400 тонн. Его главными противниками должны были стать авианосцы. Невидимость для радаров и высокая скорость движения экраноплана позволяли ему незаметно подойти к кораблю вплотную на расстояние точного пуска ракеты.

Высота корпуса аппарата составляла 19 метров. Максимально он мог подниматься на 5 метров над экранирующей поверхностью, но этому судну больше и не нужно было. Длина его корпуса составляла 73 метра. Он делился на десять отсеков, каждый из которых был водонепроницаемым. На корпусе имелось три палубы. Под днищем аппарата располагалось гидролыжное устройство, которое использовалось при посадке. В средней части располагался центроплан крыла. Толщина обшивки корпуса — от 4 до 12 миллиметров. Палубы предназначались для расположения служебного оборудования и ракетных установок. Размах крыла аппарата, в котором хранилось топливо, составлял 44 метра.

Работа над этим масштабным проектом началась еще в 70-х годах. Экраноплан был собран на опытном заводе «Волга» в 1983 году. Через три с лишним года его спустили на воду и отправили в Каспийск, где аппарат прошел ряд испытаний, а его конструкция была доработана. Уже к 1990 году «Лунь» был сдан в эксплуатацию и на этом его история обрывается. Доподлинно известно, что аппарат числился в 236 дивизионе Каспийской флотилии, но уже в 2001 году он пропал из всех списков. Экраноплан попросту списали, распотрошили, секретную электронику сдали на склады, а само судно законсервировали в сухом доке, где ему оставалось только тихо ржаветь. Почетное место в одной из экспозиций Дербента — счастливый билет для списанной техники, которая так никогда и не побывала в настоящем бою.

По проекту 903 советские специалисты изначально должны были сконструировать восемь экранопланов. После запуска первого работы были остановлены, потому что СССР уже агонизировал. Даже самые перспективные проекты спешно сворачивались, финансирование было перекрыто, а у ученых появились иные заботы.

В утиль или в музей?

«Лунь» стал уникальным экспериментом советских ученых. У этого проекта были как противники, так и сторонники. Ключевое преимущество аппарата — скорость. И с этим никто не мог поспорить. В 2011 году появились данные о том, что экранопланы в ближайшее время будут утилизированы. Это вызвало негативную реакцию общественности. В Министерство обороны активистами было отправлено письмо с просьбой передать технику в музей. Интересно, что 1990 году советскими разработками заинтересовались американские военные. Они оценили перспективы использования экранопланов по достоинству. Конгресс США даже создал специальную комиссию, которая должна была заниматься этим проектом, но ее участники решили пойти по пути наименьшего сопротивления и выдвинули гениальное в своей простоте предложение — обратиться к русским.

Еще пару лет назад подобное могло показаться шуткой, но американцы действительно связались с российскими властями с заманчивым предложением. Они отдают 200 000 долларов, а им взамен предоставляют возможность изучить, отснять, расковырять и прощупать один из экранопланов на базе в Каспийске. Стороны хлопнули по рукам, и сделка была успешно заключена.

Когда американцы собрали достаточно материала, они отправились домой, где приступили уже к собственным разработкам. Удивительно, но бурная деятельность зарубежных конструкторов закончилась так же, как и работа над экранопланами в СССР, то есть ничем. Проект, который получил название Pelican, был то ли заморожен, то ли засекречен. Последнее упоминание об экранолете, который должен был брать на борт по 17 танков, встречается в далеком 2003 году. Будущее экранопланов могло сложиться совершенно иначе, если бы этому проекту дали зеленый свет, но обстоятельства не оставили им ни шанса. Сегодня об этой разработке уже мало кто вспоминает, но все может кардинально измениться уже лет через 30-50, ведь на пыльных полках архивов хранится немало данных о проектах, которые уже неоднократно возрождались подобно волшебной птице феникс.

источник: cadelta.ru

1 комментарий к “Хищный «Лунь»: судьба «убийцы авианосцев»”

Оставьте комментарий